bddeb19a     

Гершкович А - О Фридьеше Каринти



А. Гершкович
О Фридьеше Каринти
Фрйдьеш Каринти (1887-1938) родился, жил и умер в Будапеште. Вся его
жизнь была неразрывно связана с этим городом, который он знал до мельчайших
подробностей от гранитной набережной Дуная до закопченных закоулков бывших
рабочих окраин Ференцвароша. В память наблюдательного юноши с детских лет
врезались кричащие противоречия и контрасты этой второй столицы
Австро-Венгерской империи. Будапешт в начале века был городом роскоши и
нищеты, несбыточных стремлений и утраченных надежд, городом, где на бирже
можно было купить не только дешевые рабочие руки, но и талант ученого,
художника и писателя, вынужденных продавать свои знания и силы Денежному
Мешку.
В 1906 году Каринти поступил в университет на физико-математический
факультет. Он мечтал стать инженером-самолетостроителем. Это было время,
когда в столице Венгрии появились неуклюжие автокары, а за городским
кладбищем Фаркашрети, тревожа покой фамильных графских усыпальниц, трещал
мотор первого венгерского аэроплана, с трудом перелетавшего через
монастырскую ограду.
Совсем неожиданно в жизнь увлекающегося юноши-студента вошла новая
страсть-литература, журналистика. Газетное дело переживало в ту пору
необыкновенный подъем, журналы рождались, как грибы после дождя, и так же
быстро кончали свое существование. Каринти стал писать сначала в
прогрессивный журнал "Нюгат", позднее-в "Пешти Напло" короткие рассказы,
пародии, юморески на литературные темы, а также зарисовки быта и нравов
столь знакомых ему будапештцев. Занимался Каринти и переводами, впервые
познакомив венгерских читателей с "Гулливером" Джонатана Свифта, с
рассказами Марка Твена. Шумный успех и всеобщее признание принес ему
сборник литературных пародий на творчество модных в то время венгерских
писателей и классиков мировой литературы-"Так писали вы!" (1912). Остроумно
и талантливо подделываясь под стиль и образ мышления популярных у тогдашней
венгерской публики поэтов и писателей, он - где дружески подтрунивая, где
открыто издеваясь,- смеялся над манерностью и штампами буржуазной
литературы начала века. Его меткого пера не избежали ни известные в ту пору
венгерские авторы-Ади, Бабич, Мольнар, Мориц, ни почтенные корифеи
западноевропейской литературы Золя, Ибсен, не говоря уже о Диккенсе,
Конан-Дойле и Уэллсе. Не давал он спуску и самому себе. В качестве
предисловия к своей первой книге Каринти рассказал читателю короткую
притчу, которая сама по себе была образцом юмористики и самоиронии:
"Солдаты учились стрелять. Дело шло не блестяще. Капрал бранился, ругая
новичков. Вдруг он выхватил винтовку из рук одного из них:
- Ни черта вы не умеете! Смотри сюда!
Прицелился, выстрелил-мимо. Капрал смутился лишь на долю секунды.
Обернулся к новобранцу:
- Так стреляешь ты!
Снова прицелился, снова мимо. Обернулся к другому:
- Так стреляешь ты!
Наконец, девятым выстрелом капрал попал в мишень.
- А так стреляю я!"
Свой творческий путь Каринти начал юмористическим сборником "Так
писали вы!", в котором, взяв под обстрел современную ему буржуазную
литературу, показал, как, по его мнению, не надо писать. Его собственный,
"девятый" выстрел был еще впереди. Но с каждым новым произведением глаз
Каринти становился зорче и он яснее видел цель, ради которой стоило быть
писателем в полудворянской, полубуржуазной Венгрии.
В своих сборниках рассказов и юморесок "Два корабля" (1915), "Христос
и Барабаш" (1918), "Волшебный стул" (1917) и других Каринти жестоко
высмеивал мещанс



Содержание раздела