Гладков Федор Васильевич - Повесть О Детстве
ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ ГЛАДКОВ
ПОВЕСТЬ О ДЕТСТВЕ
КНИГА БОЛЬШОЙ ПРАВДЫ И БОЛЬШОЙ ДУШИ
Константин Федин - сам превосходный стилист и тонкий взыскательный
ценитель художественной литературы - назвал "Повесть о детстве"
великолепной книгой Написанная уже в последний период долгого творческого
пути Федора Васильевича Гладкова, "Повесть о детстве", сразу же после
своего появления в 1949 году, заняла место в ряду лучших произведений
советской литературы В ней закономерно увидели продолжение славной
традиции классической русской и советской литератур Речь идет о прекрасном
и труднейшем жанре художественной литературы - произведениях о детстве О
них можно сказать, перефразируя слова Горького, что писать о своем детстве
надо так же хорошо как и о взрослых героях, только еще лучше!
А начало этой традиции следует отнести к пятидесятым годам прошлого
века Тогда почти одновременно выходят в свет "Детство" (а затем
"Отрочество" и "Юность") Льва Толстого, "Семейная хроника" и "Детские годы
Багрова внука" С Т Аксакова Они стали событиями тогдашней литературной
жизни Примечательна такая деталь - для Льва Толстого это был литературный
дебют, ему было тогда 24 года, в то время как Аксакову уже перевалило за
60 Уже при своем рождении в русской литературе этот жанр как бы
подчеркнул, что ему "все возрасты покорны"
Первые повести Льва Толстого позволили Н Чернышевскому сделать
проницательный вывод "Две черты - глубокое знание тайных движений
психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства всегда
останутся существенными чертами его таланта " А Герцен по поводу
произведений Аксакова заметил, что они помогают "узнать наше неизвестное
прошедшее"
Традиция этого жанра была продолжена затем "Пошехонской стариной" М Е
Салтыкова-Щедрина, позднее - "Детством Темы" Н. Гарина-Михайловского,
"Детством Никиты" А Толстого В 1913 году появляется "Детство" М. Горького-
первая часть его автобиографической трилогии. Это было принципиально новым
явлением в традиции литературы о детстве. До сих пор в них повествовалось о
благополучном детстве, детстве счастливом, где господствуют любовь и
забота... У Горького все начиналось со страшной картины: на полу полутемной
тесной комнаты лежит мертвый отец. Рядом - мать. Внезапно у матери
начинаются роды. Тут же - на полу... А затем приезд в Нижний, в семью дегда
Каширина... И тогда началась для маленького Алеши Пешкова обильная
"жестокостью темная жизнь" "неумного племени". Теперь в центре произведения
не радости детства, не счастливое открытие светлого мира, а наоборот -
ужасы "свинцовых мерзостей", окружавшие ребенка из городских низов...
Но не только кошмар растоптанного социальной несправедливостью детства
изображал писатель. Горький одновременно раскрыл и другое; как сквозь
пласт насилия и невежества, нищеты и издевательств над человеком "все-таки
победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе, человечье,
возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой,
человеческой".
Этот горьковский принцип изображения жизни народа во всей беспощадной
правдивости и в то же время с твердой верой в творческую мощь народа и его
стремление к свободе станет одним из краеугольных камней новой советской
литературы, станет ее традицией. Она, эта традиция, была продолжена и
развита в произведениях К. Паустовского, В. Катаева, В. Смирнова и других
писателей, но особенно - уф. Гладкова.
О творческом претворении горьковской традиции в автобиографических
повестя