bddeb19a     

Гоголицын Юрий - Тайна Моны Лизы



Юрий Гоголицын
Тайна Моны Лизы
Что ищут люди в этом произведении прославленного мастера? Проходят
столетия, и сейчас можно встретить облик Моны Лизы не только в книгах,
альбомах, на плакатах, но и на обычных бытовых предметах. И все же, когда
всемирно известную картину привозят в Москву, выстраиваются длинные
очереди желающих посмотреть на загадочное лицо. На каждого приходится не
более 40 секунд. Не принимается в расчет невозможность человека, стоящего
перед шедевром, сосредоточиться, чтобы проникнуть в загадочный мир...
А события вне таинственного полотна, влиявшие на его судьбу и на судьбы
других людей, разве они не отразились на произведении Леонардо? Чужие
взгляды, чужие мысли, восхищение и ненависть, вековое бессилие понять
тайну портрета - все это почти бессознательно подгоняло людей в постоянно
удлинявшуюся очередь, которая огибала территорию Музея изобразительных
искусств...
Современник Леонардо да Винчи, известный итальянский историк искусства
и художник XV века Джордже Вазари, впервые связал портрет с именем Моны
Лизы. Документами установлено,что Мона Лиза, дочь Антонио Мария Динольдо
Герардини, происходила из знатного флорентийского рода.
Она родилась в 1479 году, а в 1495 году вышла замуж за флорентийского
купца и политического деятеля Франческо ди Бартоломео ди Дзаноби дель
Джокондо. В момент создания портрета Моне Лизе должно было быть около
24-26 лет. Но некоторые историки считают, что изображена мантуанская
маркиза Изабелла д' Эсте по аналогии с ее известным карандашным портретом
"Париж, Лувр", выполненным Леонардо да Винчи в начале 1500-х годов. Есть
также предположения, что на картине Леонардо изображена Констанция д'
Авалос, маркиза Франкавилла, энергичная и предприимчивая дама, пославшая
свои войска на помощь неаполитанцам, когда французские войска вторглись в
Италию. Этой гипотезе есть и реальные подтверждения - описание
леонардовского портрета маркизы во вдовьих одеждах, сделанные итальянским
поэтом XVI века Энеа Арпино. Однако определенное сходство описания и
портрета не согласуется с тем, что к моменту исполнения портрета Моны Лизы
Констанции д' Авалес было около 40 лет. Большинство историков искусства
пришли к более или менее единому мнению, что луврский шедевр и есть
описанный Ваэари портрет Джоконды. Леонардо да Винчи считал его лучшим
своим произведением и не расставался с ним до конца жизни.
Джордже Вазари отмечает, что создание Леонардо в художественных кругах
"почиталось произведением чудесным", так как в нем сочетались простота
композиции и сложная живописная техника, породившие ту недоговоренность,
ту таинственность атмосферы, которая помогала каждому зрителю находить в
нем близкое себе. Этот портрет - одно из редчайших произведений искусства,
в котором автору удалось передать неуловимость движения чисто живописными
средствами, может быть, именно эта неуловимость вместе с таинственной
улыбкой делают творение Леонардо да Винчи почти мистическим,
завораживающим и притягательным. Переходы леонардовской живописной дымки,
названной специалистами "сфумато", создают впечатление вибрации воздуха.
Пейзажный фонд "Джоконды" пустынен и причудлив, безлюден и бесчувствен.
Неясные сумерки, колеблющиеся очертания создают за фигурой Джоконды
атмосферу неопределенности и законченности, особенно хорошо подчеркивающую
спокойное состояние женщины, владеющей своими чувствами.
В Лувре портрет помещен в чуть затененный зал, и в этом тоже намек на
живописную колористическую па



Содержание раздела